О ДУХОВНОЙ ПРЕЛЕСТИ
Наблюдение за современной жизнью дает нам право коснуться вопроса, определенно требующего исследования. Рассуждение над этой темой может быть воспринято неоднозначно, да и употребление самого слова «прелесть» может показаться не совсем понятным. В среде Евангельских Христиан более употребляемое слово имеющее похожий смысл – обольщение, но оно имеет в нашем понимании несколько другую направленность: как обман, направленный извне на человека, с целью соблазнить, ввести в грех, завоевать, покорить, очаровать, пленить и привязать к себе. Понятие же прелести имеет несколько иной оттенок хотя и имеет много общего с обольщением.
Слово «прелесть» не является общеупотребляемым, а потому заслуживает объяснения и толкования. Прелесть – лесть себе, мечтательность, высокое мнение о своем достоинстве и совершенстве, гордость. Может быть присуща как группе лиц так и отдельному человеку. Раньше про такого человека говорили “впал в прелесть”. Состояние прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определенных духовных высот в познании, в служении, в общении с Богом. Слово «лесть» обозначает ложь, обман, и люди, находящиеся в «прелести», – это обманутые люди. Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек находящийся в “прелести” уже считает себя достишим того, к чему только может стремиться ищущий правильной духовной жизни. В этом то и проявляется самообман. Такие люди часто хвалят сами себя, прямо или косвенно ставят себя в пример. Они бывают многословны, описывая свои достоинства. Хотя Писание свидетельствует «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой (Пр.27:2).
Из страстей самой страшной является гордость с ее последствиями – самомнением, самочинием, самоуверенностью, непослушанием, отсутствием авторитетов и т. п. Вот на таких-то людей легко действовать духам злобы и прививать им «прелесть» в той или иной форме. Это случается почти всегда, когда люди в духовном отношении стоят одиноко, не признавая для себя никаких авторитетов и не желая ни от кого иметь ни руководства, ни совета. Для некоторых из прельстившихся христиан характерно самочинное взятие на себя различных аскетических подвигов – усиленных молитв, поста, всяческого изнурения тела1 и т.д. По мере роста подвигов в прельстившихся растут гордость и самомнение. Они начинают считать себя близкими к святости, и мнить себя находящимися под полным руководством Божиим. Поднимаясь своим состоянием над миром, они начинают видеть других людей как бы с высоты птичьего полета – маленькими и несовершенными.
И гордость, и самолюбие, и тщеславие, – все это разные виды одного основного явления – “обращенности на себя”. Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое. Текст Отк. 20:10 «..а диавол, прельщавший их…» указывает на то, что люди “впавшие в прелесть” бывают обмануты темной силой. «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Отк.3:17).
Есть несколько видов проявления прелести:
1. Видение себя достигшим великих духовных вершин святости, пробуждения, близости к Богу. Видение в себе наличия и проявления даров, особых подвигов, соблюдения заповедей, молитвенной жизни, постов. Присваивание себе достоинств, данных Богом, или сочинение для себя достоинств несуществующих например, что способен нести большие подвиги, или что призван учить и руководить людьми2. В других случаях часто внимание бывает обращено только на внешнюю форму, соблюдения благочиния, одеяния, исполнение преданий, а не на созидание внутреннего содержания по образу