Оксфорд потратит два миллиона фунтов на изучение веры в Бога
Оксфордские ученые получили от фонда Джона Темплтона грант размером 1,9 миллиона фунтов, который они потратят на исследование веры, в частности, выяснение причин, по которым люди верят в Бога, сообщает газета The Times.
Психолог Джастин Барретт (Justin Barrett) и его коллеги будут изучать не самого Бога, а культурный феномен - религию и веру. Задачей исследования является не выяснить, существует ли Бог, а установить причины возникновения религии и веры и их значение для развития человечества.
Так, ученые попытаются установить, явилось ли возникновение феномена веры эволюционным благом для человечества или же это побочный продукт культурной эволюции. Барретт предполагает, что вера в Бога (которую он сравнивает с детской верой во всезнание других людей) является сильным социализирующим фактором.
Исследователи также хотят выяснить, какие именно элементы веры наиболее распространены и легче всего усваиваются человеческим разумом. Еще одна задача исследования - понять, возможно ли развитие цивилизации без религиозных конфликтов.
Исследование продлится три года. Участники проекта особо подчеркивают, что они не будут доказывать истинность или ложность тех или иных религиозных утверждений.
Новость разошлась довольно широко. Уже во втором абзаце статьи в The Times, сделавшей предстоящее исследование достоянием общественности, говорится: "Ученые не будут стараться найти ответ на вопрос, существует ли Бог, но будут анализировать данные, стремясь понять, стала ли вера в Бога для человечества эволюционным благом". Иными словами, изучается культурный феномен - вера в Бога и ее значение для человечества. Это, несомненно, в компетенции науки.
Может ли входить в компетенцию науки существование Бога и установление истинности (или ложности) религиозных догм? РПЦ считает, что наука может являться одним из средств познания Бога, ссылаясь на слова апостола Павла: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им" (К Римлянам, 1:19).
Научные атеисты считают, что любые дисциплины, изучающие непознаваемое, имеющие дело с иррациональными материями или требующие принятия каких-либо положений на веру, по определению наукой не являются.