Исповедь
И́споведь — в иудаизме, христианстве и в исламе один из обрядов (в христианстве таинств) покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и решение в дальнейшем не грешить. Если человек не исправляется, а вновь повторяет тот грех, в котором он уже покаялся, то этот грех значительно усугубляется.
Библия предписывает:
«мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7)
Сама Библия не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью.
В христианстве исповедь являет собой признание верующим грехов перед священником, который, в данном случае, будучи только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся.
По утверждению богословов, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть отпускать грехи, по их утверждению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви):
«Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).
Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина.
В православии и католицизме исповедь входит в число таинств.
Важность покаяния
Иисус Христос и Иоанн Креститель — оба начинают свою проповедь словами:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17,Мф.3:2).
Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19).
В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк.18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся.
Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43)).
Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения.
Все святые отцы говорят о чрезвычайной важности покаяния в жизни человека. Преподобный Марк Подвижник утверждает:
"Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося…
Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию…
Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться".
Сущность покаяния
Греческое слово μετάνοια («покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Иисус Христос призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов.
Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»:
«Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11).
Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога, отказ от собственного эгоизма, перенесение центра жизни с себя на других людей.
Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину… Это активное, положительное состояние».
Подготовка к исповеди
Кающемуся, прежде всего, необходимо простить всех, кто, так или иначе, причинил обиды и огорчения ему самому (Мф.6:14-15), а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды. При подготовке к исповеди кающемуся желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться.
Рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства).
Православный обряд исповедания грехов
К исповеди призываются все люди достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи.
Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).
Исповедующийся человек должен быть крещёным, сознательно верующим, и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди.
Священник, как правило, исповедует перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Пришедшие на исповедь становятся на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не мешать и не слышать чужую исповедь). Когда настаёт их очередь — подходят к аналою, склоняют голову или, по желанию, стают на колени (но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Обычно священник покрывает голову кающегося епитрахилью, молится, спрашивает, как зовут исповедующегося и что он желает исповедать пред Богом, но иногда епитрахиль надевается на голову кающегося только во время чтения священником разрешительной молитвы. Это не должно смущать верующего, в каждом храме существуют свои небольшие особенности Богослужения.
Кающийся должен исповедать свои грехи. С одной стороны, исповедующемуся нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а с другой стороны, нужно назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.
Обычно сначала называют грехи против десяти заповедей Божьих, затем грехи против девяти евангельских заповедей о блаженствах и затем грехи против девяти церковных заповедей, но так происходит не всегда.
Наиболее важно, чтобы кающийся в первую очередь вспомнил то, в чём совесть его более всего упрекает. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы.
Кающийся должен проявить стремление избегать в своей дальнейшей жизни повторения прежних грехов, в которых он раскаялся.
Самым тяжёлым и опасным считается любой нераскаянный грех. Затем следуют грехи, повлекшие тяжкие последствия: самоубийство, убийство, аборт, стимулирование выкидыша, любой секс вне брака, измена православной вере (хула на Духа Святого), хищения в особо крупных размерах, и прочее.
Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимию), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди.
При этом и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.
За совершение исповеди деньги взимать запрещено. При этом приветствуется, когда кающийся подкрепляет своё покаяние добровольным подаянием милостыни.
В традициях Русской, Греческой и ряда других Поместных Православных церквей исповедь (наряду с говением) обязательна перед Таинством Причащения.
Поощряется также исповедь перед венчанием, рукоположением, монашеским постригом, перед предстоящей тяжёлой и опасной операцией и, вообще, перед всяким важным делом. Исповедаться необходимо и перед крещением (даже не будучи ещё крещёным) — в этом случае епитрахиль на голову не возлагается и разрешительная молитва не читается.
Исповедоваться должны и диаконы, и священники, и епископы — все без исключения. Исповедь священнослужителей происходит в алтаре. Если священник служит на приходе один, то он становится на колени, кладёт голову на престол и просит у Бога прощения. Но при первой же встрече с другим священником желательно, чтобы он его исповедал и прочитал над ним разрешительную молитву.
Каждому православному рекомендуется иметь своего духовника — священника (желательно со своего прихода), преимущественно у которого бы постоянно и исповедовался бы этот христианин, и который бы управлял его духовным ростом.
Кроме исповеди у священника, христианам предлагается постоянно повторять про себя покаянную молитву Иисусову, или более краткую молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», или просто «Господи помилуй!».
В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всеми, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся даже не допускались в храм.
В православии нет единого мнения о том, как прощаются грехи. Некоторые настаивают на том, что если священник прочитал над кающимся разрешительную молитву, то грехи уже отпустились (во всяком случае, к этому все призываются твёрдо верить).
Другие возражают, что Бог не зависит от обрядов, совершаемых священником, и может не только не принять небрежно совершённое таинство, но и покарать за такое кощунство.
Можно утверждать лишь одно - чем искреннее покаяние, тем полнее прощение.
Католический обряд исповедания грехов
Исповедь строго обязательна для всех католиков раз в год (даже если нет тяжких грехов), а также в случае тяжёлого греха, так как имея на совести тяжёлый грех до исповеди нельзя приступать к причастию. Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц.
Для того, чтобы исповедь была действительной необходимо выполнение следующих условий:
- испытание совести;
- искреннее сокрушение о грехах;
- твёрдое намерение больше не грешить;
- искренняя исповедь перед священником.
- удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).
Порядок исповеди такой же, как в православии.
Исповедание грехов обычно (но не всегда) происходит в специальной кабине, называемой исповедальней. Исповедальня сконструирована таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей).
Исповедь в Евангелическо-лютеранской Церкви
Евангелическо-лютеранская Церковь учит, что исповедь состоит из двух частей: исповедания грехов и отпущения грехов:
«Во-первых мы признаём свои грехи. Во-вторых мы принимаем отпущение грехов». (Краткий Катехизис, V, 1)
Отпущение грехов, произносимое обычно пастором или проповедником, исходит от самого Бога. Прощение грехов даётся даром, по милости Божьей, в лютеранской церкви не накладывается епитимья. Прощение грехов зависит только от милосердия Бога и веры в искупительную жертву Иисуса Христа, дарующую прощение и спасение. Во время исповеди не требуется перечисление всех грехов, XI артикул Аугсбургского вероисповедания указывает, что человек не в состоянии вспомнить и перечислить все свои грехи (ссылаясь на Псалом 18:12).
Практикуется как частная, так и общая исповедь. Частная исповедь — исповедание грехов наедине с пастором или проповедником. Общее исповедание грехов происходит во время богослужения и во многих лютеранских церквях является его неотъемлемой частью.
К Святому Причастию допускаются только те верующие, которые исповедовали свои грехи (поэтому на богослужении со Святым Причастием общая исповедь присутствует непременно), при этом необходимость исповеди и покаяния не зависит от тяжести совершённого греха, так как лютеранская теология учит, что любой грех является тяжким грехом.
Тайна исповеди
До конца V века, согласно А. Ф. Кони, в Христианской Церкви допускалась как исповедь пред пересвитером, так и всенародная, в храме; с начала же VI века единственной принятой формой исповеди, сопряжённой с соблюдением молчания обо всём при ней открытом, является тайная исповедь.
Католическая Церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и других учёных-богословов, установила «печать молчания», запрещая священникам говорить кому бы то ни было об услышанном во время исповеди. За нарушение этого правила, согласно 21-ой статье 4-го Латеранского Собора, грозит пожизненное заключением в монастыре «строжайшего» ордена. Булла Папы Климента VIII 26 мая 1594 года говорит о такой же ответственности открывшего тайну исповеди.
В православии тайна исповеди тоже соблюдалась строго. Однако безусловность тайны исповеди была нарушена во времена царствования Петра I. «Духовным Регламентом» того времени, предусматривалось в трёх пунктах «прибавлений о правилах причта церковного» жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других же трёх пунктах разрешалось разглашалась тайны исповеди по отношению к тем, кто, «вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо», и к умыслившим государственное преступление, если они, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют».
Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю:
«Ныне всё сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству».
Исповедь в иудаизме
В иудаизме термин носит название виддуй (ивр. וִדּוּי). В современном значении впервые появляется в Мишне. Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7), еврейская Галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием.
Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-Киппур (День Искупления) за себя, свою семью, коэнов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений.
В первом (собственно исповедь) перечислены три разновидности грехов: извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них.
Формулы личной исповеди, читаемые в литургии на Йом-Киппур, очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.
(По материалам сайта http://ru.wikipedia.org)