Есть такая сказка, где мужик нанимает работника на удивительных условиях: кто на кого обидится, тот тому и платит. Жадный мужик, конечно, рассчитывал, что работник обидится на оскорбления, несправедливость и тяжелые условия работы, и вместо того, чтобы заплатить ему за труд, можно будет еще нажиться на его законных претензиях. Но вышло по-другому. Работник оказался "парень не промах": вместо того, чтобы обижаться, он отплатил мужику саботажем и кровавой расправой над его собственной семьей - не упуская случая каждый раз поинтересоваться: "Мужик, ты часом не обиделся ли?".
Сказка, прямо скажем, не слишком-то умная, но в каждой сказке - как и в каждом серьезном литературном произведении - всегда можно отыскать отблеск мудрости. Принцип "Кто обидится, тот и остается в убытке" - глубоко православный, верный и точный, вне зависимсости от того, идет ли речь о гражданской жизни, о работе, учебе, о детях, родителях или супругах.
В самом деле, обида в корне противоположна духу и букве Евангелия, идет наперекор всему, что говорит нам Спаситель. Чувство это совершенно бесплодное, тупиковое, оно не ведет никуда, кроме дальнейшего ущерба самому себе, окружающим и общему делу. Из обид происходят ссоры, скандалы, злоба, ненависть, отчуждение между людьми, равнодушие, пассивность, бездеятельность, безнадежность... Обида, как ржавчина, разъедает, разрушает отношения между людьми, будь то в государстве, в обществе, на производстве или в семье. Особенно в семье: здесь обидами истребляется любовь.
Скажут: "Если обида - это чувство, эмоция, то невозможно потребовать просто не обижаться на явное зло, несправедливость или глупость". Это верно. Возникновение эмоций, как и помыслов, вне нашего контроля. Но под контролем у нас находится распространение эмоций, наша собственная реакция на них, наше поведение. Одно дело - дать волю своей обиде, выплеснуть ее на окружающих, чтобы на неё обратили внимание, ответили - обидой на обиду, злом на зло... И совсем другое - поставить обиде заслон на рубеже вашего языка, мимики, жестов (как говорят, "проглотить обиду").
Итак, если вам скажут: "Ты часом не обиделся ли?", - или даже вы сами себя спросите об этом, - то какой бы реальной и горькой ни казалась вам ваша обида, смело отвечайте: "Я? - Да нисколько. Какие могут быть обиды? О чем речь?..."
Хорошо, пускай даже я "проглочу" обиду, не подам виду, что обиделась. Но мне ведь от этого не легче! Чувство обиды всё равно меня мучает...
Нет, не всё равно.
Посмотрите на себя с трезвым вниманием - и вы признаете, что вам стало легче. Только учтите, что "проглотить обиду" - неточное выражение: мы ведь обиду не "поглощаем", а наоборот, уничтожаем, не давая ей дальнейшего хода.
А если говорить еще серьезнее, то есть еще тверже стать на православную позицию, мы обнаружим, что обида - это грех. Грех того, кто вас обидел, нас с вами в данном случае не инетересует: за него перед Господом не вам держать ответ. "Даруй мне зрети моя прегрешения". Выплескивая свою обиду - гневом, скандалом, раздражением и т.п. - вы остаетесь в убытке потому, что совершате грех. А поставив своей обиде заслон, подавив ее, защитив от нее окружающих, вы побеждате грех - и тем самым получаете облегчение и колоссальную пользу, и сиюминутную, и непреходящую.
Если же вслед за кое-кем из газетных недоумков вы претендуете на некое "право на обиду", рассчитывеаете "выплеснуть эмоции", "заявить о себе", "раскрыться" - то не надо обманываться: вы не раскрываете ничего, кроме вашего греха, и не заявляете ни о чем, кроме неспособности и нежелания с ним бороться. А чтобы вам было это ясней и наглядней, посмотрите в эту минуту на ваш нательный крест: Кто на нем изображен, что с Ним происходило, и каков был Его ответ на обиды...
Иеромонах Макарий